3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план ГКОУ РД «ГГИМХО» (далее – учебный план) соответствует требованиям ФГОС ООО. Учебный план разработан на основе федерального учебного плана (п. 27 «Федеральный учебный план основного общего образования» Федеральной образовательной программы ООО). Учебный план для 5-9 классов, обучающихся по ФГОС ООО, утвержденного приказом от 31.05.2021 №287 с изменениями и дополнениями, составлен на основе 5 варианта федерального недельного учебного плана основного общего образования для 6 дневной учебной недели (изучение родного и (или)государственного языка наряду с преподаванием на русском языке). Учебный план фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в т.ч. русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в т.ч. предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на: - увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в т.ч. на углубленном уровне; - введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в т.ч. этнокультурные; - другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. В интересах, обучающихся с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития, обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). 2 Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5848 академических часов. При 6-дневной учебной неделе в 5, 6, 7 классах - 32, 33, 35 часов соответственно, в 8 и 9 классах - 36 часов. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Продолжительность урока на уровне основного общего образования составляет 40минут. Учебный план ГКОУ РД «ГГИМХО» основан на пятом варианте федерального учебного плана для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из государственных языков республик Российской Федерации и (или) один из языков народов Российской Федерации для 6-дневной учебной недели. При реализации 1, 3-6 вариантов федерального учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час рекомендуется реализовывать образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. При реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» История России в 9 классе увеличено на 17 учебных часов. В ГКОУ РД «ГГИМХО» введено изучение государственных языков республики Дагестан в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации организовано на основе федеральных рабочих программ по родным языкам и родной литературе, включенных в федеральный реестр образовательных программ https://fgosreestr.ru. В образовательных организациях республик Российской Федерации, в которых введено преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, распределение часов предметной области «Родной язык и родная литература» учебного плана осуществляется с учетом законодательства данных субъектов Российской Федерации (преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации). При проведении занятий по родному (нерусскому) языку из числа языков народов Российской Федерации в общеобразовательных организациях, где наряду с русским языком изучается родной (нерусский) язык, осуществляется деление класса на две и более группы при наличии потребности в изучении нескольких родных языков народов Российской Федерации, государственных языков республик, деление класса на две группы с учетом уровней владения родным языком (владеющие и не владеющие). 3 Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого образовательной организацией, осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Федеральный недельный учебный план является ориентиром при разработке учебного плана образовательной организации, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана: - состав учебных предметов; - недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам; - максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная нагрузка с учетом деления классов на группы; - план комплектования классов. Учебный план образовательной организации может также составляться в расчете на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учетом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5 часа - для 6-8 классов, 3,5 часа - для 9-11 классов. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами. Промежуточная аттестация по итогам года (далее - экзамены) проводится для учащихся 58 классов с 19.04. по 10.05.2024г. На экзамены выносятся все предметы, изучаемые в каждом классе. Формы проведения экзаменов: - по контрольно-измерительным материалам с использованием заданий стандартизированной формы в соответствии с демоверсиями ФИПИ; - контрольная работа; - диктант с грамматическим заданием; - изложение (возможно с элементами сочинения) по русскому языку; - защита проекта; - письменный зачет; -контрольный тест. 4 Промежуточная аттестация по итогам года по остальным предметам учебного плана осуществляется в соответствии с рабочей программой учителя по предмету на текущий учебный год. Учебный предмет Русский язык 5 Диктант 6 Диктант Классы 7 8 Диктант Диктант Литература Тест Тест Тест Математика Контрольна Контрольна Контрольна Контрольна Диагностическа я работа я работа я работа я работа я работа Родной язык Диктант Диктант Диктант Диктант Диктант Родная литература Иностранный язык (английский) Литература Тест Тест Тест Тест Тест История Обществознани е Биология Информатика Музыка Контрольна я работа Контрольна я работа - Контрольна я работа Контрольна я работа Контрольна я работа Контрольна Контрольна я работа я работа Контрольна Контрольна я работа я работа Тест Тест Химия - География - ОБЖ - Физическая культура Тест Контрольна Контрольна Контрольна Контрольна Контрольная я работа я работа я работа я работа работа Изобразительно Тест й искусство Физика - Технология Тест 9 Диагностическа я работа Защита проекта Тесты для контроля физических качеств Тест Контрольна я работа Контрольна я работа Контрольна я работа Контрольна я работа Контрольна я работа Защита проекта Тест Контрольна я работа Контрольна я работа Контрольна я работа Контрольна я работа Контрольна я работа Защита проекта - Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа - Контрольна Контрольна Контрольная я работа я работа работа Контрольна Контрольная я работа работа Контрольна Контрольна Контрольна Контрольная я работа я работа я работа работа Контрольна Контрольная я работа работа Защита Защита Защита проекта проекта проекта Тесты для Тесты для Тесты для Тесты для контроля контроля контроля контроля физических физических физических физических качеств качеств качеств качеств - 5 В 9-х классах во вторую и третью неделю декабря I полугодия текущего учебного года проводятся административные работы по русскому языку, математике и предмету по выбору для сдачи ГИА. Административные работы проводятся в форме контрольной работы или по контрольно-измерительным материалам с использованием заданий стандартизированной формы в соответствии с демоверсиями ФИПИ Особенности учебного плана Часть, формируемая участниками образовательных отношений Предмет «Физическая культура» в хореографических классах (5а,5в, 6 7а, 8а, 9а классы) изучается в количестве 1 часа в неделю, так как формирование показателей развития таких основных физических качеств, как выносливость, координация, гибкость, быстрота, обучающиеся этих классов получают на уроках хореографического профиля (ритмики, НСТ, классического танца). Содержание предмета «Музыка» в музыкальных классах (5б, 6б, 7б, 8б, 9б классы) изучается на таком занятии дополнительного музыкального профиля, как Слушание музыки. Содержание рабочей программы этого предмета дублирует содержание рабочей программы предмета «Музыка» и кроме этого позволяет изучать этот предмет на углубленном предпрофильном уровне. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, курсов, модулей по выбору обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих различные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, распределена следующим образом: 5 класс 8 часов 6 класс 8 часов 7 класс 10 часов 8 класс 10 часов 9 класс 8,5 часов 5 класс. 8 часов из компонента образовательной организации распределены следующим образом: 2 часа на предмет «Русский яз.», 1 час на предмет «Литература», 1 час на предмет «Родной язык», 1 час на предмет «Технология», 1 час на учебный курс по предмету «Математика», 1 час на учебный курс «Основы финансовой грамотности», 1 час на учебный курс «Смысловое чтение» с целью формирования у учащихся читательской грамотности. 6 класс. 8 часов из компонента образовательной организации распределены следующим образом: 2 часа выделено на предмет «Русский яз.», 1 час на предмет «Литература», 1 час на предмет «Родной язык», 1ч на предмет «Технология», 1ч на 6 предмет «Физическая культура», 2 часа на учебные курсы по математике и «Смысловое чтение». 7 класс. 10 часов из компонента образовательной организации распределены так: 2 часа выделено на предмет «Русский язык», 1 час - на предмет «Литература»,1 час на предмет «Родной язык», 1час на предмет «Физика», 1 час на предмет «Физическая культура», 1 час на предмет «Технология», 3 часа на учебные курсы по русскому языку, математике, литературе. 8 класс. 10 часов из компонента образовательной организации распределены следующим образом: 2 часа на предмет «Русский язык», 1 час на предмет «Русская Литература», 1 час на предмет «Родной язык», 1 час на предмет «Физика» ,1 час на предмет «Биология», 1 час на предмет «Химия», 1 час на предмет «География», 1 час на предмет «Физическая культура», 0,5 часа на предмет «История Дагестана», 0,5 часа на предмет «КТНД», 2 часа на учебные курсы по русской литературе и математике. 9 класс. 8,5 часов из компонента образовательной организации распределены следующим образом: 1 час на предмет «Литература», 1 час на предмет «География», 1 час на предмет «Химия», 1 час на предмет «Физика», 1 час на предмет «Биология», 0,5 часа на предмет «История Дагестана», 0,5 часа на предмет «КТНД», 1 час на учебные курсы на математику и 0,5ч на «Практикум по информатике». Часы, отведенные на учебные курсы распределены следующим образом: Класс 5а, 5б,5в 6а, 6б 7а 7б 8а 8б 9а Название учебного курса «Занимательная математика» «Основы финансовой грамотности» «Смысловое чтение» «Занимательная математика» «Смысловое чтение» «Пишем без ошибок» «Методы и приемы решения алгебраических и геометрических задач» «Смысловое чтение» «Пишем без ошибок» «Методы и приемы решения алгебраических и геометрических задач» «Смысловое чтение» «Теория и практика написания сочинений разных жанров» «Методы и приемы решения алгебраических и геометрических задач» «Теория и практика написания сочинений разных жанров» «Методы и приемы решения алгебраических и геометрических задач» «Методы и приемы решения алгебраических и геометрических задач» «Практикум по информатике» Количество часов 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 0,5ч 0,5ч 0,5 7 9б «Методы и приемы решения алгебраических и геометрических задач» 0,5ч Курс «Занимательная математика» в 5 классе ориентирован на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня. В 5,6,7 классах введен учебный курс «Смысловое чтение». Цель программы состоит в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Задачи , связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативных эстетических возможностей родного языка на основ изучения выдающихся произведений отечественной культуры , культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитание уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры , способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировозрения. Курс «Пишем без ошибок» в 7 классах имеет познавательно-практическую направленность, направлен на повышение орфографической и пунктуационной грамотности, помогает овладеть навыками решения заданий ОГЭ и ЕГЭ. Известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий, наречия, частиц и т.д, кроме того необходимо учесть, что темы курса 5 и 6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7 класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах, поэтому необходимо обработка умений и навыков, чему и будет способствовать программа факультативного курса «Пишем без ошибок». Курс «Методы и приемы алгебраических и геометрических задач» в 7-9 классах призван способствовать развитию умений рассуждать, доказывать, решать стандартные и нестандартные задачи, развитию мышления, математических способностей и исследовательских знаний учащихся. Курс создает условия для плодотворного участия в работе в группе, умения самостоятельно организовывать 8 свою деятельность, данный курс факультатива поможет начать подготовку учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Этот курс поможет подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; сформирует опыт творческой деятельности, поможет развить мышление и математические способности школьников. Факультативный курс "Теория и практика написания сочинений разных жанров" предназначен для учащихся 8 классов, и рассчитан на 34 часа как дополнение к базовому курсу по русскому языку и литературе. Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и развитию речевых умений, а также применению этих знаний и умений на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинений разных жанров). Курс «Финансовая грамотность» в 5-6 классах введен с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами, развития экономического образа мышления, воспитания ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и в обществе. Этот курс важен для приобретения опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через такие формы как урок и внеурочную деятельность (занятия предметных кружков: учебный и исследовательский проект). Учебный курс «Практикум по информатике» в 9 классе введен с целью развития критичности мышления, креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении практических задач. Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики для подготовки к итоговой аттестации по информатике учащихся 9-х классов. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебный план (недельно-годовой) для 5 – 9 классов ГКОУ РД «ГГИМХО» на 2023-2024 учебный год ФГОС-2021 Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 5а, в 5б 6а 6б 7а 7б Всего 8а 8б 9а 9б Обязательная часть (инвариантная) Русский язык и литература Русский яз. 3/102 3/102 Литература 2/68 2/68 4/136 4/136 2/68 2/68 2/68 2/68 3/102 3/102 14/476 2/68 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 9/306 9 Родной язык и родная литература Родной яз. 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 0,5/17 0,5/17 4,5/15 3 Родная литература 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 0,5/17 0,5/17 4,5/15 3 3/102 3/10 2 3/10 2 3/10 2 3/10 2 3/10 2 3/10 2 15/510 - - - - - - 10/340 Иностранны е языки Иностранный язык 3/102 3/102 3/10 Математика и информатик а Математика 5/170 5/170 5/170 5/170 Алгебра - - - - 3/102 3/102 3/102 3/102 3/102 3/102 9/306 Геометрия - - - - 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 6/204 Вероятность и статистика - - - - 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 3/102 Информатика - - - - 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 3/102 Основы духовнонравственно й культуры Основы духовнонравственной культуры народов России 1/34 1/34 1/34 1/34 - - - - - - Общественн о-научные предметы История России 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2,5/8 5 2,5/8 5 2/68 Всеобщая история Обществозна ние - - 10,5/3 57 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 География 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 1/34 1/34 1/34 1/34 6/204 Физика - - - - 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 4/136 Химия - - - - - - 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 Биология 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 5/170 Изобразит. искусство 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 - - - - 3/102 Музыка 1/34 - 1/34 - 1/34 - 1/34 - - - Технология Технология 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятель ности Физическая культура 1/34 2/68 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 - - - - - - 1/34 1/34 1/34 1/34 24/816 24/816 Естественнонаучные предметы Искусство Основы безопасности жизнедеятель ности ИТОГО 26/884 25/850 26/884 25/850 27/918 26/884 5/170 6/204 2/68 27,5/93 27,5/93 127,5/ 5 5 4335 10 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский яз. и литература Русский язык 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 1/34 1/34 - - 7/238 Литература 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 - - 1/34 1/34 4/136 Родной язык и родная литература Родной яз. 1/34 1/34 Родная литература - - Иностранны е языки Иностранный язык Общественн о-научные предметы - 1/34 1/34 1/34 1/34 - - - - - - - - Естественнонаучные предметы 1/34 0,5/17 0,5/17 4,5/15 3 - - 1/34 1/34 0,5/17 0,5/17 0,5/17 - География История Дагестана КТНД 1/34 1/34 1/34 2/68 1/34 - - - - - - 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 - - - - - - 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 - - 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 3/102 - 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 1/34 Физика - - Биология - - Химия - - - - - - 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятель ности Физическая культура - - - 1/34 - 1/34 - 1/34 - 1/34 4/136 Технология Технология 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 - - - - 3/102 1/34 - - - - 1/34 - - - - - 2/68 - - - Учебный курс «Пишем без ошибок» Учебный курс «Занимательная математика» 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 - Учебный курс «Практикум по информатике» 60,5/ 17 Учебный курс «Основы финансовой грамотности» 1/34 1/34 Учебный курс «Теория и практика написания сочинений разных жанров» - - - - - - - - - - 1/34 - - 1/34 1/34 - - 1/34 11 Учебный курс «Методы и приемы решения алгебраических и геометрических задач» Учебный курс «Смысловое чтение» ИТОГО - - - - 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 0,5/1 7 2,5/85 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 - - - - 3/102 8/272 8/272 7/238 8/272 9/306 10/34 9/306 10/34 8,5/28 8,5/28 44.5/15 0 0 9 9 13 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе. 172/ 5848 (не более 5848 ч.) Всего к финансированию 32/1088 Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном 33/1122 35/1190 36/1224 36/1224 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Профориентация «Россия – мои горизонты» Практическое обществознание 0,5ч «Биология и мы» 0,5ч Школьный театр В мире естественных наук (развитие функциональной грамотности) 1 1ч 1 Занимательный английский 1ч Юный художник Итого 172/58 48 1 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 12 Подсчет часов вести по классам с литерой «Б» 13