Пояснительная записка РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся 1.2 Направления воспитания 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение 3.2 Нормативно-методическое обеспечение 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 3.5 Анализ воспитательного процесса Примерный календарный план воспитательной работы 2 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания ГКОУ РД «ГГИМХО» на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 20212025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р) Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286),основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413). Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания. Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, среднего профессионального образования. Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; 3 предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания. Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Приложение — примерный календарный план воспитательной работы. Раздел I. Целевой Участниками образовательных отношений в части воспитании являются педагогические и другие работники школы, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в школе определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации. С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями 4 и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1. Цели и задачи Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования, цель воспитания обучающихся в школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2) Задачами воспитания обучающихся в школе являются: 5 усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); − формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); − приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел). Личностные результаты освоения общеобразовательных программ включают: − осознание Российской гражданской идентичности; − сформированность ценности и самостоятельности и инициативы; − готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личному самоопределению; − наличие мотивации и целенаправленной социально –значимой деятельности − сформированность внутренней позиции личности, как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям в целом. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, лично –ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. − 1.2 Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания: − гражданское воспитание, формирование российской идентичности, принадлежности к 6 общности граждан гражданской Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации; (ведется совместная работа с территориальной избирательной комиссией г. Каспийска) − патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности; (Проведение общешкольных ключевых дел к Дню защитников Отчества, Дням воинской славы, Дню Победы и другие) − духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям; (совместная работа с Каспийской епархией, ДУМД, городским краеведческим музеем, участие волонтерского отряда школы «Добрые сердца» в акциях милосердия, «Русский язык – без сквернословия», организуется помощь детям войны и ветеранам педагогического труда. − эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; (посещение музеев и театров региона, экскурсионные и паломнические поездки по городам России − физическое воспитание: развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в природной и социальной 7 среде, чрезвычайных ситуациях; (работа спортивного клуба школы, спортивных секций, участие в спортивных соревнованиях города и региона.); − трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности (организация дежурств в кабинетах ОО, школьных клумбах и территории школьного двора; − экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты окружающей среды (участие в экологических акциях «Бегите воду», «Родничок» и др.); − познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и потребностей. 1.3 На каждом уровне воспитания выделяются свои целевые приоритеты 1.3.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования Направлени Характеристики (показатели) я Гражданское Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе. Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России. Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и 8 будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод. Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.). Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Патриотическое Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации. Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях. Духовно-нравственное Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России. Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора. Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам. Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным 9 ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России Эстетическое Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей. Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре. Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве. Физическое Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья. Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде. Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели. Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям. Трудовое Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей. Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда 10 различного рода на основе изучаемых предметных знаний. Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе. Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации. Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире. Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленностей. Познавательное Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогическим работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. 11 Раздел II. Содержательный 2.1. Уклад школы В последнее время в обществе, семье, школе пришло понимание, что без возрождения духовности невозможно процветание и дальнейшее развитие России. История нашей школы уникальна. она насчитывает более 50 лет. Мы храним память о тех замечательных людях, которые, когда-либо учились и работали в нашем учебном заведении на протяжении всех лет. В школе успешно работает «Музей Боевой Славы им. В.Эмирова» С 2020 года школа выбрала магистральным направлением духовно – нравственное и патриотическое сотрудничество с ДУМД, воспитание учеников. Установлено Каспийской епархией. ОО заключила договоры о социальном партнерстве с городским краеведческим музеем, Центром детского творчества, Спортивными школами и обществами города. Настоящая программа содержит теоретическое положения и план работы основанные на практических наработках ОО по формированию целостной воспитательной развития среды школьника, и целостного пространства духовно-нравственного определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. 2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Урочная деятельность» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока 12 предполагает следующее: -организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате -установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, согласно Устава школы, Правилам внутреннего распорядка школы. - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, кейсов и дискуссий. -применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр «Умники и умницы», викторины, тестирование кейсы, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др. Учебно- развлекательные мероприятия (конкурс- игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.); -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. Предметные выпуски заседания клуба «Что? Где? Когда?», брейн-ринга: квесты, игра-провокация, 13 игра-эксперимент, игра- демонстрация, игра-состязание, дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; -организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, помогает приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. - создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления позволяет создать условия для реализации провозглашенных ЮНЕСКО ведущих принципов образования XXI века: «образование для всех», «образование через всю жизнь», образование «всегда, везде и в любое время». У обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру 3.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Главное предназначение классного руководителя - изучение особенностей развития каждого обучающегося в классе и создание условия для становления ребенка, как личности, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни. 14 Важное место в работе классного руководителя занимает организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться, отношения с а с учащимися другой, класса, установить стать для и упрочить них доверительные значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты, занятия: - классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя), посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране, способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; - игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, устранение конфликтных ситуаций в классе, школе, направленные на позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные к подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей. Немаловажное значение имеет: - формирование традиций в классном коллективе: «День именинника», ежегодный поход «Есть в осени первоначальной…», концерты для мам, бабушек, пап и т.п.; -становление позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела по параллелям); -сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их 15 родителей, чтобы найти вдохновителей для организации интересных и полезных дел; - создание ситуации выбора и успеха. Формированию и развитию коллектива класса способствуют: -составление социального паспорта класса - изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива), - составление карты интересов и увлечений обучающихся; игра «Выборы актива класса» на этапе коллективного -деловая планирования; - проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива с помощью организационно-деятельностной игры, классного часа «Класс, в котором я хотел бы учиться», конкурса «Устав класса», «Герб класса», «Мой класс сегодня и завтра». Классное руководство подразумевает и индивидуальную работу с учащимися класса: - со трудности слабоуспевающими по отдельным детьми предметам и учащимися, испытывающими направлена на контроль за успеваемостью учащихся класса. - с учащимися, находящимися в состоянии стресса и дискомфорта; - с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа направлена на контроль за свободным времяпровождением. - заполнение с учащимися «портфолио» с занесением «личных достижений» учащихся класса; - предложение (делегирование) ответственности поручение 16 за то или иное - вовлечение учащихся в социально значимую деятельность в классе; Классный руководитель работает в тесном сотрудничестве с учителями предметниками. 3.3. Модуль «Работа с родителями или их законными представителями» Работа с осуществляется родителями для или лучшего законными достижения представителями цели школьников воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Только когда все участники образовательного процесса едины и находят контакт, тогда воспитание наиболее эффективно. Но бывает так, что родители сами нуждаются в грамотной квалифицированной помощи. Необходима организация работы по выявлению родителей (законных представителей), не выполняющих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию ведется систематически и в течение всего года. Используются различные формы работы: - выявление семей группы риска при обследовании материально-бытовых условий проживания обучающихся школы; - формирование банка данных семей; - индивидуальные беседы; - заседания Совета профилактики; - совещания при директоре; - совместные мероприятия с КДН и ПДН; Профилактическая работа с родителями предусматривает оптимальное педагогическое взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями День семьи, День матери, мероприятия по профилактике вредных привычек, родительские лектории и т.д. Кроме работы по просвещению и профилактике 17 в школе проводится активная работа для детей и их семей по создание ситуации успеха, поддержки и развития творческого потенциала. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: - Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей; -общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; -педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей, а так же по вопросам здоровьясбережения детей и подростков -взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости На индивидуальном уровне: - обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; - участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; - помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; - индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 3.4. Модуль «Внеурочная деятельность» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: -формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями, 18 - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; − поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами. - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися курсов, занятий − патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности; − духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным религиозным культурам народов России, духовно-историческому краеведению; − познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности; − экологической, природоохранной направленности; − художественной, эстетической направленности в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров; − туристско-краеведческой направленности; − оздоровительной и спортивной направленности. С 2022 учебного года внеурочные занятия по одному часу в неделю – в обязательном порядке отводятся на следующие занятия : - «Разговоры о важном», Темы и содержание занятий были определяются с разбивкой по классам на Федеральном уровне размещаются Все материалы для педагогов на портале «Единое содержание» https://edsoo.ru/ 19 в разделе «Внеурочная деятельность»; занятия, -профориентации, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). -функциональной грамотности, занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); методическая помощь предложена на сайте https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики», «Мой профессиональный выбор», «Географические открытия» «Я - географ следопыт», кружки русского языка «Познавательная грамматика и математики «От действия к мысли», направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, «Вокальный», «Хореографический» создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Музейное дело», «Мой дом, моя семья, мой город, моя Родина» направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Волейбол», Баскетбол, «ОФП», «Разговор о правильном питании», «Игры народов мира», Азбука здоровья направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение 20 к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности сундучок», Природная мастерская, Кружок «Волшебный декоративного творчества направленны на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Мой веселый быстрый мяч», «Шахматная школа», «Подвижные игры»,«Лидер» направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Внешкольные мероприятия Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает: − внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям; ( конференции, фестивали, творческие конкурсы) − организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного дня (в городской краеведческий музей, картинную галерею, на предприятия города.)с привлечением к их планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; − литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся (для изучения историкокультурных мест, событий, биографий, проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историкокультурных ландшафтов, флоры и фауны и др.); − выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, 21 характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта; − внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами школы. 3.5. Модуль «Самоуправление. Основная ГГИМХО цель модуля «Ученическое самоуправление» в заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений, а также для включения обучающихся школы в вариативную коллективную творческую и социально-значимую деятельность. Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации Участие в самоуправлении даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, получить опыт конструктивного общения, совместного преодоления трудностей, формирует личную и коллективную ответственность за свои решения и поступки. . Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться в со-управление (посредством введения функции педагога-куратора) в детское самоуправление. Высшим органом школьного самоуправления является Совет школы, состоящий из представителей ученического коллектива, администрации школы и представителей родительской общественности. Структура ученического самоуправления школы имеет несколько Уровней и осуществляется следующим образом На уровне школы: -через деятельность выборного Совета обучащихся школы (далее СОШ), создаваемого для образовательной учета мнения организацией и школьников принятия 22 по вопросам административных управления решений, затрагивающих их права и законные интересы; - через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; -участие членов детского общественного движения отряде «Добрые сердца», в волонтерском движении Юнармии, которые действуют на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Уровень общешкольного коллектива предполагает получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Главным органом данного уровня самоуправления является Совет школьного ученического самоуправления, который состоит из лидеров всех секторов управления. На этом уровне члены Совета активно взаимодействуют со педагогом-организатором, куратором ученического актива из числа педагогических работников школы, представителями лидеров педагогического и родительского коллектива. При организации общешкольного уровня самоуправления решаются следующие задачи: планирование, организация и анализ общешкольных мероприятий и культурно-образовательных событий; разработка и родительского внедрение инициатив коллективов; ученического, управление педагогического социально и ориентированной деятельности школы; создание и укрепление общешкольных традиций. Содержание деятельности органов школьного ученического самоуправления разного уровня находит отражение в плане внеурочной деятельности. Например, к ежегодным мероприятиям, реализуемым обучающимися на разных уровнях самоуправления, относятся: организация встреч с интересными людьми в музее истории школы, школьных конференций и передвижных выставок «Этот удивительный мир», поддержание порядка и чистоты в учебных классах и школе, создание ландшафтного дизайна на пришкольной территории, проведение спартакиад, интеллектуальных и спортивных конкурсов, фестивалей, праздников, творческих конкурсов и встреч, выставок, реализация проекта по благоустройству и оформлению 23 школьных помещений «Создаем пространство школы вместе», проведение социальных акций «Для Вас ветераны» «Помоги четвероногому другу» и др. На уровне классов: -через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей; -через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса; Уровень классных коллективов формируется и реализуется в каждом классе. Данный уровень самоуправления дает обучающимся возможность раскрыть свои личностные качества, получить опыт реализации различных социальных ролей (староста, культорганизатор, спорт организатор, ответственный за безопасность, учебный сектор, редколлегия) в процессе разработки плана классных дел, подготовки и организации разнообразных событий класса. Для формирования и развития лидерских качеств, управленческих компетенций, освоения эффективных форм организации классного коллектива проводится учеба актива школы, на которую приглашаются лидеры всех классов. Для этого создана дополнительная общеразвивающая программа «Все в твоих руках» На этом уровне самоуправления решаются следующие задачи: руководством классного руководителя создается под модель самостоятельной деятельности по реализации инициатив обучающихся; создаются условия для выявления и реализации творческого потенциала обучающихся; воспитывается личная и коллективная ответственность за выполнение порученных дел. Оценка деятельности ученического самоуправления на данном уровне осуществляется в рамках конкурсов «Ученик года», «Лучший класс» в разных уровнях образования, деятельности осуществляется которые проходит в течение всего учебного года. Оценка органов самоуправления лидерами активистами 24 каждого Совета классного сообщества детского школьного ученического самоуправления и заместителем директора по воспитательной работе (старшим методистом) На индивидуальном уровне: - через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел, через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе; -организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, участие школьников в работе на прилегающей к школе территории и т.д); 3.6. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и непрофессиональную составляющие такой деятельности: -циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; -профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной деятельности; 25 школьникам профессиональной -экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; -посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; -совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования; -участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет; -освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности. 3.7. Модуль «Основные школьные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. В воспитательной системе нашей школы выделяются тематические периоды традиционных дел. Главные дела являются понятными, личностно значимыми, главное, в празднике - своеобразная форма духовного самовыражения и обогащения ребенка. «День знаний», «День учителя», Новогодние театрализованные представления, День матери и другие. На школьном уровне I. Общешкольные дела, связанные с развитием воспитательной составляющей учебной деятельности «Ученик года», « Класс года» – конкурс, который проводится в целях выявления наиболее значительных учебных достижений учащихся школы, развития интеллектуальных, познавательных способностей, расширения кругозора учащихся, а также формирования навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, творческого усвоения и применения 26 знаний. День Знаний – традиционный общешкольный праздник, состоящий из серии тематических классных часов, экспериментальных площадок. Особое значение этот день имеет для учащихся 1-х и 11-х классов, передача традиций, разновозрастных межличностных отношений в школьном коллективе. Торжественная линейка «Красная дорожка» – общешкольный ритуал (проводится раза в год по окончанию учебного года), связанный с закреплением значимости учебных достижений учащихся, результативности в конкурсных мероприятиях. Данное событие способствует развитию школьной идентичности детей, поощрению их социальной активности, развитию позитивных межличностных отношений в общешкольном коллективе. Дни наук – традиционный конкурс «Мудрый совенок», приуроченный ко Дню Российской науки, для учащихся 1-4 классов. Основные мероприятия научно-практические туры) конференции (школьный, муниципальный и мини - фестиваль проектов. Научно-практические конференции содействует пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе. Интеллектуальные марафоны «Хочу все знать»( школьный, муниципальный уровни) метапредметные недели - циклы тематических мероприятий (игры, соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в целом. II. Общешкольные дела, направленные на усвоение социально- значимых знаний, ценностных отношений к миру, Родине, создание условий для приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции День солидарности в борьбе с терроризмом – цикл мероприятий (общешкольная линейка, классные часы, выставки детских рисунков, уроки мужества), направленные на формирование толерантности, профилактику межнациональной розни и нетерпимости; доверия, чувства милосердия к 27 жертвам терактов, а также ознакомление учащихся с основными правилами безопасного поведения. Выборная кампания» - традиционная общешкольная площадка для формирования основ школьного самоуправления для учащихся 5-11 классов. В игровой форме учащиеся осваивают все этапы предвыборной кампании (дебаты, агитационная кампания, выборы). По итогам игры формируются органы школьного самоуправления. Включение в дело учащихся всей школы способствуют развитию инициативности, самоопределения, коммуникативных навыков, формированию межличностных отношений внутришкольных коллективов. Система мероприятий, направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа, уважения к ветеранам: День мужества, День Победы, День Всероссийская защитников акция Отечества, «Бессмертный памятным датам Отечества, «Урок полк», благодарной классные памяти», часы, посвященные выставки рисунков «Я помню, я горжусь…», конкурс чтецов «Строки, опаленные войной…». III. Общешкольные накопления опыта дела, направленные самореализации в на создание условий для различных видах творческой, спортивной, художественной деятельности, позитивной коммуникации «Осенний калейдоскоп» традиционный праздник (1-4 классы). «Новогодние чудеса» – общешкольное коллективное творческое дело, состоящее из цикла отдельных дел: мастерская «Деда Мороза, конкурс «Новогодняя игрушка», новогодние праздники для учащихся разных классов, в которых принимают участие все учащиеся, педагогики и родители. КТД способствует развитию инициативы, формированию сценических навыков и навыков, опыта проявлению самостоятельности, ответственности, коллективного поведения; чувства доверия и уважения друг к другу, улучшения взаимосвязи родителя и ребёнка, педагогов и учащихся. «Школьная клумба», «Школьный двор» – конкурс проектов, проводится ежегодно в мае и направлен педагогов. на взаимодействие учащихся, родителей и Ученические коллективы совместно с родителями и педагогами 28 разрабатывают, презентуют и реализуют проекты по озеленению пришкольной территории и созданию арт-объектов. Данные мероприятия позволяет детям получить навыки проектной деятельности, озеленения школьной территории, ответственного поведения в природе, трудолюбия. День учителя – праздник, который любят взрослые и дети, включает и День самоуправления и концертные программы онлайн и офлайн поздравления учителей школы (развивает творческие способности, самостоятельность, способствует сплочению коллектива.) День музея (20 октября) - традиционный ежегодный праздник, который завершает ряд различных мероприятий (акции, фотовыставки, проекты, праздничный концерт, награждение школьников, педагогов, родителей), способствует развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, способствует формированию чувства доверия друг к другу, развивает школьную идентичность подростка. Общешкольная акция «Я гражданин»- торжественное вручение паспортов РФ «Школьная спортивная лига» – комплекс соревнований (Кросс Нации, Веселый старты; шахматы, День здоровья, волейбол, баскетбол, мини-футбол, лёгкая атлетика), направленные на формирование социально значимого отношения учащихся к здоровью, опыта ведения здорового образа жизни, популяризацию спорта, поддержку спортивных достижений. На уровне классов Система традиционных дел в классах, составляющих воспитательной работы, имеющих общешкольное значение. ядро Актуализация общешкольной жизни на уровне классов осуществляется путем формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности школы путем организации само- и соуправления. На уровне начального общего образования совместная направленная деятельность педагога и школьников начального уровня активной заключается в развитии познавательной, творческой, социально- видах деятельности путем стимулирования детей к участию в общешкольных делах, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц. На 29 уровне основного и среднего образования – через создаваемый совет класса, который отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах школьной жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям классного самоуправления. «Посвящение в первоклассники » – торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком своего нового социального статуса – школьника; «Прощание с Азбукой» – традиционная церемония в первых классах; День именинника – дело, направленное на сплочение классного коллектива, на уважительное отношение друг к другу через проведение различных конкурсов. Классный час «День матери» – развитие нравственно-моральных качеств ребенка через восприятие литературных произведений; развитие в детях чувства сопереживания, доброго сочувственного отношения к матери, воспитание уважения к материнскому труду, любви к матери; Классный семейный праздник, посвящённый 8 марта и 23 февраля – ежегодное дело, проходит совместно с родителями в процессе создания и реализации детско-взрослых проектов. Вовлечение детей в проектную деятельность . Участие в знаковых проектах школы. «Мы против сквернословия» «Экологический десант» «Школа –это наш дом» Вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы и класса в одной из возможных для него ролей осуществляется через советы соуправления, где распределяются зоны ответственности, даются разовые посильные поручения. Модуль 3.7. Социальное партнерство (сетевое взаимодействие) Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает: − участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, 30 школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); Акцент новых образовательных стандартов сделан в первую очередь на развитие творческого потенциала детей и духовно-нравственное воспитание. Однако, следуя новым стандартам образования, для создания «идеальной» модели выпускника рамки воспитательного пространства одного ОУ уже недостаточно. Должно быть организовано целостное пространство духовно- нравственного развития обучающихся. Этому способствует: − участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; − проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; − проведение открытых дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), куда приглашаются представители организаций-партнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального образования, региона, страны; - расширение сетевого взаимодействия и сотрудничества педагогами города, как основных учебных заведений, так между дополнительных и высших; - поиск новых форм работы, в том числе и информационно коммуникативных по сетевому взаимодействию школьников города. Это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Данная деятельность, позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Одним из примеров сетевого взаимодействия ОО И ДОУ традиционной формы являются различные конкурсы, интеллектуальные марафоны, научнопрактические конференции. Всероссийские сетевые олимпиады по ОПК и «Наше наследие» Участие во Всероссийских онлайн – конкурсах, флешмобах, 31 творческих мероприятиях и сообществах. Совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение 3.8 Модуль «Профилактика и безопасность» Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Пожалуй, нет ничего другого в мире, чтобы мы теряли с такой беспечностью и легкостью, как собственное здоровье. Данные официальной статистики и результаты специальных научных исследований свидетельствуют о том, что в последние годы для подростков стали характерны не только широкая распространенность вредных привычек, но и более раннее приобщение к ним. В современной, быстро меняющейся экологической обстановке в России, возможности распространения среди подростков образа жизни сопряженного с риском для здоровья, становятся все более широкими. Опыт показывает, что большинство подростков испытывают потребность в обсуждении различных проблем здоровья и информации, касающейся личной безопасности. Поэтому одной из форм работы по профилактике вредных привычек и приобщению детей к здоровому образу жизни является просвещение. Подросткам необходима информация квалифицированных специалистов по интересующим их вопросам. Однако «правильные» знания не всегда предполагает «правильное» поведение. Между ними очень большая дистанция. Для того, чтобы «правильные» знания помогли выбрать «правильный поступок», нужна мотивация побуждения к действию. На первом этапе профилактической работы важная роль отводится профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. После создания социального паспорта школы вместе с психологической службой 32 и классными руководителями, начинается активная просветительская работа: беседы, дискуссии, «круглые столы», тренинговые занятия с участием нарколога, эпидемиолога, детского врача, родителей, психолога и учащихся школы. Для этого в школе проводятся: -Дни здоровья. Знакомство с природой родного края, физическое развитие детей, пропаганда формированию туризма, здорового образа жизни, что способствует, ответственности за сохранение естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека. -«Уроки безопасности», профилактика детского травматизма, формирование ответственности за своё здоровье и здоровье других людей. -Месячник борьбы с вредными привычками, профилактика СПИДа Информация медицинских работников о вреде для здоровья употребления наркотических и токсичных веществ, пересмотр своего поведения и поступков, разрешение собственных проблем. Воспитание чувство ценности человеческой жизни, милосердия. - Информирования о пути зарождения СПИДом, статистика болезни. Осознание ответственности за своё здоровье и здоровье близких. -Уроки красоты и здоровья- способствуют эстетическому и культурному развитию ребёнка, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей. «Пятиминутка здоровья» - просвещение, формирование навыков выхода из трудных ситуаций, ответственности за свои поступки. Экологическое воспитание имеет огромную роль в деле сохранения здоровья нации Действенными мероприятиями в развитии данного направления являются: Акции «Синичкин день», «Птичьи столовые», «Родникам - новую жизнь!» Праздники «День чистой воды», «День земли», «День птиц», фотоконкурс, конкурс рисунков «Природа родного края», «Береги лес от огня!», Общешкольное дело сбор макулатуры «Спасем деревья!», «Чистый двор», детская школьная гостиная в начальной школе «Загадки природы», В профилактике вредных привычек большое внимание 33 уделяется подготовке и обучению молодежных лидеров. Учащихся, которые ведут активный здоровый образ жизни, должны стать положительным примером для подростков «группы риска» Модуль «Детские общественные объединения» Действующие на базе школы детские общественные объединения – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; • организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др.; • рекламные мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.); Дальнейшая поддержка школьного детского общественное объединение 34 ЮНАРМИЯ им Героя Советского союза Эмирова В.Л. поддерживает развивает в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики и формы детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, Детское общественное объединение ОО волонтеры «Добрые сердца» Общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем. Участниками объединения могут быть учащиеся с 5-го по 11-й класс. Участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся. РДДМ общественное объединение, в которое вошли школьники с 5-11 класс Деятельность объединения осуществляется как в школе, так и за ее пределами в содружестве с сотрудниками школы и родителями. Объединение имеет свою символику. Обучающиеся получают важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развивают в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Работа в детском общественном объединении «Волонтеры» способствует воспитанию у обучающихся активной гражданской позиции, формированию лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма, осознанию участниками личностной и социальной значимости их деятельности, ответственного отношения к любой деятельности, получают опыт организаторской деятельности, умения работать в команде, распределять обязанности, контролировать сроки выполнения, чувствовать ответственность за результат. - создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, 35 проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); 3.9. Модуль «Школьные музеи» Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности, которая призвана комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Программа «Музея истории школы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы, изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д. В условиях партнерского общения обучающихся 36 и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее. Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей. Работа нацелена на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением. Значительное количество деятельность -самостоятельный работы направлено на практическую творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно- исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности. При совместной работе дети должны знать историю музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисковоисследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле. Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научноисследовательскую работу. Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция). 37 3.10. Модуль «Школьное медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых разновозрастными школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках различных видов и форм деятельности: - школьная произведений, газета: сказок, организуются репортажей и конкурсы рассказов, научно-популярных поэтических статей; для старшеклассников на страницах, размещаются материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях. Выпуски газет к различным праздничным и юбилейным датам, выпуск номеров к школьным предметным неделям. - школьное радио, целью которого является организация, популяризация и информационная поддержка общешкольных ключевых дел, работы кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления. Редакционный совет проводит тематические радиопередачи: «День учителя», «Именинники месяца» «День конституции», «День воссоединения Крыма с Россией», «Первый человек в космосе», «Фронтовыми дорогами». Работа школьников в редакционном совете радио обеспечивает получение опыта организаторской деятельности, публичного выступления, реализации своего творческого потенциала; дает возможность проявить себя в одной из возможных ролей (организатора школьного дела, автора передачи, диктора, ответственного за музыкальное сопровождение и т.д.) - Видео и фото студию: создание фотомонтажей, видеоклипов о наиболее интересных моментах фоторепортажей, жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; - участие школьников во всероссийских конкурсах школьных медиа. 38 социальные сети: разновозрастное сообщество учащихся и педагогов, - поддерживающее интернет-сайт школы и группы «ВКонтаке», «Одноклассники», «Instagram» с целью освещения деятельности школы, в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к ОО, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для лицея вопросы. Создание интернет опросов и обсуждений в онлайн режиме участие в работе сайта школы. - 3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы как: - оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия, размещение на стендах школы регулярно сменяемых экспозиций. Творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомиться с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, - тенистых аллей, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; 39 - благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; -событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных мероприятий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.); торжественных линеек, «украшение школы к Дню учителя, «Новогодний дизайн школы», «Акция окна победы»; акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 3.13.«Экскурсии, походы» Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. экскурсиях, На в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: -регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.); -ежегодные походы на природу, экскурсионные поездки по туристическим маршрутам страны, паломнические поездки по православным святыням России организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года; -выездные экскурсии в музеи, на предприятия; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк. 40 Раздел III. Организация воспитательной деятельности 3. Общие требования к условиям реализации Программы Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад школы направлен на сохранение преемственности принципов воспитания на всех уровнях общего образования: − среды, обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения; − наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; − взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания; − учет индивидуальных особенностей обучающихся, в интересах которых реализуется Программа (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). 3.1. Кадровое обеспечение воспитательного процесса Педагог являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В школе создано методическое объединение классных руководителей, которое помогает учителям школы разобраться в нормативно-правовой базе в потоке информации, обеспечивающей успешный воспитательный процесс Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке 41 кадров: - сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на работу педагогических работников ( работа школы наставничества) - индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам ( в том числе и по вопросам классного руководства) - контроль оформления учебно-педагогической документации проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся; - участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам воспитания; - участие в работе городских и региональных методических объединений представление опыта работы школы; - участие в работе постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию в областном ИУУ - участие в ежегодных Всероссийских образовательных Рождественских чтениях, конкурсе «За нравственный подвиг учителя» в ЦФО с целью обмена опыта работы по духовно-нравственному воспитанию В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение В программных мероприятиях предусматривается подготовка и принятие нормативных документов, включающих вопросы духовнонравственного воспитания школьников, заключение соглашений о сотрудничестве органов образования, здравоохранения, культуры, социальной помощи, с Благочинием округа. Ведется разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи субъектов духовно-нравственного содержания в городе. 42 Подготовка приказов и локальных актов школы по внедрению рабочей программы воспитания в образовательный процесс. Обеспечение использования педагогами методических пособий, содержащих «методические шлейфы», видеоуроков и видеомероприятий по учебно-воспитательной работе Создание рабочей программы воспитания на 2023-2027 г. с приложением плана воспитательной работы школы на три уровня образования НОО, ООО, СОО. Обновление содержания воспитательных программ в целях реализации новых направлений программ воспитания. Подготовка корректировка дополнительных общеразвивающих программ ОО 3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: − публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); В школе практикуются общешкольные линейки и праздники в честь победителей различных конкурсов и олимпиад. - в выдвижении на поощрение и в обсуждении кандидатур на награждение обучающихся участвуют органы самоуправления, классные руководители учителя; 43 в школе практикуются - индивидуальные и коллективные поощрения (конкурс «Ученик года», «Класс года» во всех уровнях образования) к участию в системе поощрений на всех стадиях привлекаются родители - (законные представители) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей; Наиболее успешные обучающиеся и классные коллективы, занимают высшие ступени рейтинга в школе. 3.4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип ориентирующий совершенствования развивающего экспертов на воспитательной характера осуществляемого использование деятельности его анализа, результатов педагогов: для грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; 44 - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса: Условия организации воспитательной работы по четырем составляющим: -нормативно-методическое обеспечение; -кадровое обеспечение; -материально-техническое обеспечение; -удовлетворенность качеством условий. Оценить качество условий организации воспитательной работы помогут разработанные Чек-листы Анализ организации воспитательной работы по следующим направлениям: -реализация внеурочной деятельности; -реализация воспитательной работы классных руководителей; -реализация дополнительных программ; -удовлетворенность качеством реализации воспитательной работы. Проводится с заполнением сводных таблиц выполненной работы и анализа ее качества, анкетирование Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса, их достижения в конкурсах и мероприятиях, удовлетворенность участников образовательных отношений качеством результатов воспитательной работы. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением 45 его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика. Диагностический инструментарий: «Методика диагностики нравственной воспитанности», «Методика диагностики личностного роста школьников», «Методика диагностики нравственной мотивации», «Методика диагностики нравственной самооценки» Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над. чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. Диагностика «Творческие достижения школьников». Классные руководители проводят учет результативности участия детей в творческих конкурсах и мероприятиях, благотворительных акциях, социальных проектах, социально значимой деятельности. В качестве инструмента оценки - таблица достижений. Она позволит систематизировать сведения, для их анализа. В таблицу педагоги внесут результаты участия детей в мероприятиях различного уровня Заполненные таблицы по всем классам и формируются сводную по школе. Это дает возможность анализировать результативность участия школьников в различных конкурсах по всем направлениям воспитательной деятельности. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Удовлетворенность качеством результатов воспитательной работы. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. 46 Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Чтобы выявить, удовлетворены ли родители и школьники качеством образовательных услуг, чаще всего используют анкетирование. Часть вопросов такого анкетирования воспитательной деятельности. организации внеурочной Пусть оценят затрагивает три и организацию показателя: деятельности; качество качество воспитательной деятельности классного руководителя; качество допобразования. Анализ ответов позволит вам оценить степень удовлетворенности результатами воспитательной работы. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; - качеством проводимых в школе экскурсий, походов; - качеством профориентационной работы школы; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих 47 решений. Ожидаемые конечные результаты 1.Совершенствование статуса конкурентноспособного образовательного учреждения, обеспечивающего становление личности выпускника, способной при любых неблагоприятных взаимопонимание, условиях стремление к сохранять уважение взаимодействию в друг к традициях другу, русской православной культуры через расширение содержания, форм организации воспитательной системы школы посредством интеграции с социальными партнерами, системой дополнительного образования. 2. Введение в практику новых форм и методов духовно-нравственного воспитания. 3. Совершенствование системы социально–педагогической поддержки, обеспечивающей снижение факторов «риска» и асоциального поведения через внедрение современных воспитательных технологий, применение эффективных механизмов социализации, формирования здорового образа жизни на основе духовно-нравственных принципов воспитания. 4. Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового знания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях русской культуры. Список используемой литературы 1. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: 48 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773. 2. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ) 3. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018. 4. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61. 5. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Поду 6. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК). 7. Селиванова, Наталия Леонидовна С79 ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули) : Сборник / Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. – 97 с. (Примерная программа воспитания). 8. Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236 9. Интернет журнал «Справочник заместителя директора» https://e.zamdirobr.ru/?utm_source=lettertrigger&utm_medium=letter&utm_cam 49 paign=lettertrigger_obrazovanie_szdsh_demo_d0&btx=9130058&mailsys=ss&toke n=2d0a3f6e-bcaa-11a0-bf72-2d0172a85211&ttl=7776000&ustp=F . 50