2.1. 2. Цели и задачи выполнения ИИП Для обучающихся: продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области. 2.2. Для педагогов: создание условий для формирования УУД обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления. 2.3. Задачами выполнения проекта являются: - Обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). - Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать). - Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. - Формирование и развитие навыков публичного выступления. - Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Права и ответственность сторон 3.1. Классный руководитель обучающихся, выполняющих ИИП: − Контролирует 100% охват детей проектной деятельностью. − Координирует взаимодействие родителей (законных представителей), руководителей (наставников) проектов и обучающихся с целью успешного выполнения последними итоговых индивидуальных проектов. − Контролирует и координирует своевременность выполнения этапов подготовки и защиты проекта согласно установленному графику. 3.2. Руководитель (наставник) ИИП: − Оказывает методическую и консультационную помощь в выборе проблемной области, постановке задач, формулировке темы, идеи и разработке сценария проекта исходя из существующих возможностей и ресурсов, в детализации отобранного содержания, структурирования материала проекта, определения примерного объема проекта. − Составляет краткий отзыв о проекте. − Обеспечивает постоянный контроль за ходом и сроками производимых работ. − Выявляет недоработки, определяет пути устранения выявленных недостатков, осуществляет предварительную экспертизу (с обязательной проверкой на плагиат), оказывает помощь обучающемуся в подготовке к презентации проекта. − Обеспечивает соблюдение сроков выполнения обучающимися проекта. − Отчитывается перед заместителем директора, курирующим организацию выполнения ИИП обучающимися, о ходе работы над ИИП. 3.3. Руководитель ИИП имеет право: − Требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения работы. − Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы. − Обращаться в администрацию школы в случае систематического несоблюдения обучающимися сроков реализации плана ИИП. - Заместитель директора, курирующий организацию выполнения обучающимися ИИП: - Оказывает методическую и консультационную помощь педагогическим работникам школы, осуществляющим курирование проектной деятельности. - Решает вопросы по установке необходимого для ведения проектной деятельности программного обеспечения. - Контролирует деятельность руководителей ИИП по их выполнению обучающимися. - Роль родителей (законных представителей) на всех этапах выполнения ИИП заключается в оказании своим детям содействия в работе над проектом. - Обучающийся должен: - Выбрать тему ИИП. - Посещать консультации и занятия по ИИП по требованию руководителя (наставника) и классного руководителя. - Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя (наставника) ИИП. - Обучающийся имеет право: - На консультацию и информационную поддержку руководителя (наставника) на любом этапе выполнения ИИП. Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы. Срок хранения Паспорта проекта и сопроводительных документов, предоставленных обучающимися и руководителями в ходе защиты ИИП составляет один учебный год после защиты ИИП. - 4. Организация работы над проектом. 4.1. Для организации работы над ИИП каждое методическое объединение школы определяет тематику проектов (в т. ч. интегрированных), обучающиеся имеют право выбора интегрированного проекта в рамках нескольких учебных предметов. 4.2. Темы проектов могут предлагаться как руководителем (наставником) проекта, так и обучающимся. Тема, предложенная обучающимся, обязательно согласуется с руководителем проекта. Руководитель должен уважительно относиться к выбору темы обучающимся. В то же время руководитель должен аргументировано отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если данная тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения, или является околонаучной. 4.3. Темы проектов утверждаются Приказом директора школы не позднее 10 ноября текущего учебного года. 4.4. План реализации ИИП разрабатывается обучающимся совместно с руководителем (наставником). Проектные задания должны быть четко сформулированы, цель и средства ясно обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий. 4.5. План подготовки ИИП разрабатывается для каждого обучающегося отдельно. 4.6. Ежегодно, в установленное приказом время, проводится публичная защиты ИИП. 4.7. Этапы и примерные сроки работы над ИИП: - Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь) - Основной этап (ноябрь-февраль) - Заключительный (март-апрель) Требования к оформлению индивидуального итогового проекта. 5.1. Проектная работа должна быть представлена в печатном и электронном виде. 5.2. Состав материалов, подготовленный обучающимся по завершению проекта для его защиты, включает в себя: 1) Выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из форм: - письменная работа (аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад); - художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации; -компьютерная программа, приложение или иное ПО; -цифровой объект (сайт, блог, фотоальбом или видеофильм); - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; - отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты и т.д. 2) паспорт проекта (не более 1-2 страниц) (Приложение 8) 3) Письменный отчет о проведении проекта не более 15 страниц 4) Рецензию руководителя проекта. (Приложение 10) 5.3. Общие требования к оформлению индивидуального итогового проекта. 5.3.1. Текст печатают 12-м размером шрифта, с интервалом 1. Отступ от левого края 3 см; правый, верхний и нижний - 2 см. Текст работы печатается на одной стороне 5. стандартной белой бумаги формата А 4. Объем работы – 5-15 стандартных страниц формата А4 (без учета страниц приложения), в зависимости от типа проекта. 5.3.2. Титульный лист (Приложение 1) содержит следующие атрибуты: название учебного учреждения; название работы, год выполнения работы; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы). Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей нумерации. 5.3.3. Содержание/Оглавление - вторая страница работы. Она также не нумеруется, но учитывается в общей нумерации. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются. Оглавление формируется автоматически с помощью средств текстовых редакторов (в содержании/оглавлении все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы). Главы в тексте нумеруются римскими цифрами, параграфы - арабскими. 5.3.4. Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Порядковый номер страницы ставят в правом углу нижнего поля страницы. 5.3.5. Каждый новый раздел работы (план, введение, раздел/глава, заключение, литература, приложения) должны начинаться с новой страницы. 5.3.6. После названия темы, подраздела, главы, параграфа (таблицы, рисунка) точка не ставится. Отступ первой строки абзаца («красная строка») должен быть равен 1,5 см. В заголовках не допускается разрыв слова. Текст форматируется «по ширине». 5.3.7. Все цифровые данные и прямые цитаты должны быть подтверждены сносками об источниках, включая страницу. Это требование распространяется и на оформление таблиц, диаграмм, карт, графиков, рисунков. При авторском выполнении делается ссылка на источник цифровых данных. 5.3.8. Количество источников литературы для работы не менее трех. Отдельным (нумеруемым) источником считается как статья в журнале, сборник, так и книга. 5.4. Требования к оформлению каждой структурной части: 5.4.1. Введение. Введение является важной составной частью каждой работы. Во введении представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень ее изученности). Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста: - Актуальность темы работы - почему важно исследовать эту тему: чем она значима для текущего момента, для современной ситуации. - Постановка проблемы - в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней. - Разработанность исследуемой проблемы - то есть обзор литературы по данному вопросу. Цель - то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. - Основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи - это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить). Целей не может быть много классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач. - Методы решения основных задач - те способы деятельности, которыми будет пользоваться обучающийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико от одного до трех. Объем введения составляет 1-3 страницы. 5.4.2. Основная часть (описание работы). Основной текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (разделы, главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою очередь, не менее трех страниц текста. То есть в целом объем главы должен составлять, как минимум, 6 страниц. Название раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей, чем основной текст). Все названия разделов/глав/параграфов форматируются с помощью стилей с целью дальнейшего автоматического создания оглавления. В конце каждой структурной части основного текста (т.е. раздела/главы/параграфа) автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения - он находится в последнем абзаце текста. Таблицы, графики, диаграммы. Расположение данных в форме таблиц является одним из наиболее эффективных средств их подготовки для сравнения и оценки. Главная цель составления таблицы - сжатое представление и систематизация данных. Соответственно, любое значительное (10 пунктов и более) перечисление лучше представить именно в виде таблицы. Не должно быть более 1-2 таблиц (и перечислений) на одной странице, таблицы не могут располагаться подряд, друг за другом, без разделяющего их текста. Те таблицы, которые имеют больший объем, переносятся в приложение. Анализ этих таблиц проводится со ссылкой на приложение. 5.4.3. Заключение Основная задача заключения - показать, что поставленная цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы. Объем заключения: 1-2 страницы. 5.4.4. Литература. Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов. Заголовок этого раздела формулируют на практике по-разному: литература, список литературы, список информационных источников, библиография и т.д. Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ. 5.4.5. Приложение. В работе могут иметь место приложения - это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К ним относятся следующие материалы: - различные положения, инструкции, копии документов; - схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер (или превышают объем 0,5 страницы); - бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним; - иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеется ссылка в тексте и пр. Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки. В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение 5.4.6. Отзыв руководителя проекта (рецензия) Проектная работа обучающегося должна включать отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины, соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. 6. Подготовка презентации к защите ИИП 6.1. Презентация ИИП представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация ИИП содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта. 6.2. Основное содержание презентации: 1 слайд (титульный) Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация: полное название образовательной организации; тема индивидуального проекта ФИО обучающегося ФИО руководителя индивидуального проекта - год выполнения работы 2 слайд (введение) Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта: Актуальность Цели и задачи проекта Объект проекта Предмет проекта - Период проекта 3 6 слайды (основная часть) - непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы). 7 слайд (выводы) итоги проделанной работы основные результаты в виде нескольких пунктов обобщение результатов, формулировка предложений по их устранению или совершенствованию 6.3. Требования к оформлению слайдов презентации. Оформление слайдов Стиль Соблюдение единого стиля оформления. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки). Фон Для фона необходимо выбирать более холодные тона Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета. Анимационные эффекты Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Представление информации Содержание информации Необходимо использовать короткие слова и предложения, тезисы. Необходимо минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Расположение информации Предпочтительно горизонтальное расположение информации. на странице Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, текст должен располагаться под ней. Шрифты Способы информации Для заголовка использовать размер шрифта не менее–24. Для информации использовать размер шрифта не менее 18. Прописные буквы читаются хуже строчных. выделения Следует использовать: рамки, границы, заливку; разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Объем информации Виды слайдов Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: рекомендуется располагать на слайде не более трех фактов, тезисов, дат… Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. 7. Требования к защите ИИП 7.1. Допуск к защите осуществляется руководителем проекта по завершению основного этапа работы над проектом. Данная информация представляется в учебную часть по установленной форме (приложение №2). 7.2. Защита осуществляется по графику, утвержденному приказом директора школы. Сроки защиты ИИП быть вариативными и определяются с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. 7. 3.Оценивание ИИП проводится экспертной комиссией, состав которой утверждается приказом директора школы. В зависимости от количества проектов, возможно создание нескольких экспертных комиссий. 7.4. В состав экспертной комиссии могут входить административные работники школы, педагоги школы, представители родительской общественности, социальные партнеры школы. 7.5. Независимо от вида проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (8-10 мин) слушатели и члены экспертной комиссии задают вопросы по теме ИИП. 7.6. В докладе обучающегося отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной деятельности, полученные результаты. 7.7. Презентация как представление/предъявление результатов проектной работы требует от обучающихся коммуникативных навыков, задача, которую предстоит решить каждому максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории. 7.8. Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию. 7.9. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов наглядности защиты, однако ее создание и использование должно быть продиктовано требованиями целесообразности и эффективности. 7.10. Обучающиеся, выполняющие проект в рамках социального партнерства, оформляют всю проектную документацию, согласно требованиям Положения. Таким обучающимся может быть засчитана проектная работа, проведенная на базе организации – социального партнера при наличии соответствующей справки о защите проекта. 7.11. Проект может быть засчитан обучающимся, выступившим с данным проектом на конкурсах и конференциях регионального, всероссийского и международного уровня, на основании документа, подтверждающего данное участие. Вся проектная документация сдается на хранение. 8. Критерии оценивания ИИП 8.1. При описании результатов выполнения ИИП вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, презентации, индивидуального плана реализации проекта обучающегося, отзыва наставника проекта) по каждому из критериев по характеристикам: -способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; -сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; -сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; -сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 8.2. Критерии оценивания ИИП. Оценка ИИП проводится экспертной комиссией по двум категориям: -оценка содержания и оформления работы -оценка сформированности коммуникативных действий на публичной защите проектов 8.2.2. Критерии экспертной оценки содержания и оформления работы. Критерии Баллы 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Актуальность и значимость темы проекта Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены фрагментарно 1 на уровне утверждений Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены фрагментарно 2 на уровне утверждений Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы 3 исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города 2. Сформированность предметных знаний и способов действий. Глубина раскрытия темы проекта Тема проекта раскрыта фрагментарно 1 Тема проекта раскрыта, автор показал ее знание в рамках школьной программы 2 Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, 3 выходящие за рамки школьной программы 3. Качество проектного продукта Проектный продукт не соответствует большинству требований качества 1 (заявленные цели, эстетика оформления, достигнутый результат) Продукт частично соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества 3 ( заявленные цели, эстетика оформления, достигнутый результат) 4. Сформированность регулятивных действий. Соответствие требованиям оформления письменной части. Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными 1 правилами, придать ей должную структуру Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами 2 порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с 3 установленными правилами 5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не 1 продемонстрировал самостоятельности, не использовал возможности творческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, 2 предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества Работа отличается творческим подходом, собственным отношением автора к идее проекта Итог 3 Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 4. Умение отвечать на вопросы и защищать свою точку зрения Ответы на поставленные вопросы односложные, неуверенные. Автор не может защитить свою точку зрения Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения 1 Макс 15 баллов 8.2.3. Критерии экспертной оценки сформированности коммуникативных действий на публичной защите проекта Критерии Баллы 1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; заметна 1 культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; заметна 2 культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы отсутствуют Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; 3 наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи, ее четкость, лаконизм; немотивированные отступления от заявленной темы отсутствуют 2. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно. Дано сравнение ожидаемого и 1 полученного результатов Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен развернутый обзор работы по 2 достижению целей, заявленных в проекте Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, 3 складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы 3. Соблюдение регламента защиты (не более 5–7 мин.) и степень воздействия на аудиторию 2 3 1 2 3 5. Использование средств наглядности, технических средств Средства наглядности используются фрагментарно, не выдержаны основные 1 требования к дизайну презентации Средства наглядности используются, выдержаны основные требования к дизайну 2 презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада Средства наглядности используются, выдержаны основные требования к дизайну 3 презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы Итог Макс 15 баллов 8.3. Перевод баллов в оценку: 8.3.1. Экспертная комиссия оценивает и выставляет баллы отдельно по двум категориям, с последующим переводом баллов по каждой категории в оценку Категории оценивания Количество Оценка Уровень баллов Экспертная оценка содержания и Менее 4 баллов «неудовлетворительно» оформления работы 5-8 «удовлетворительно» базовый 9-12 «хорошо» повышенный 13-15 «отлично» Оценка сформированности Менее 4 баллов «неудовлетворительно» коммуникативных действий на 5-8 «удовлетворительно» базовый публичной защите проектов 9-12 «хорошо» повышенный 13-15 «отлично» 8.3.2. По итоговым оценкам по каждой категории, выставляется итоговая средняя арифметическая оценка, посредством округления в пользу обучающегося. 8.3.3. При этом выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе. 8.3.4. Отметка за выполнение проекта выставляется в электронном журнале и личном деле. Приложение 1 Перечень мероприятий при работе над ИИП № п/п 1. Содержание Ответственные Подготовка нормативных документов Заместитель директора 2. Ознакомление обучающихся и педагогических работников с Положением об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 10 класса Классные руководители, педагогические работники 3. Определение тематики проектов Классные руководители, педагогические работники 4. Согласование тем проектов на методическом совете гимназии Выбор тем проектов, оформление заявлений обучающихся. Ознакомление родителей (законных представителей) с Положением об индивидуальном итоговом проекте обучающихся и темами проектов, выбранными детьми. Заместитель директора Установочный семинар для обучающихся по подготовке индивидуального итогового проекта. Индивидуальные, групповые консультации педагогических работников по вопросам организации деятельности обучающихся по работе над итоговым проектом Заместитель директора Директор Руководитель проекта (наставник), классные руководители 12. Утверждение тем проектов. 1.Разработка паспорта проекта. 2.Реализация проекта. 3.Оформление проектной документации. 4.Подготовка презентационных материалов. Установочный семинар для вновь прибывших обучающихся по подготовке индивидуального итогового проекта Защита проектов. 13. Подведение итогов 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Классные руководители Заместитель директора, классные руководители Заместитель директора Заместитель директора Руководители проектов (наставников), члены экспертной комиссии Заместитель директора, Руководители (наставников) проектов Приложение 2 Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Дагестан «Государственная гимназия-интернат музыкально-хореографического образования» Тема индивидуального итогового проекта (без кавычек, если это не цитата) Выполнил (а): Ф.И. полностью, обучающийся (аяся) __ класса Руководитель проекта: учитель Каспийск 2023 -2024 учебный год Ф.И.О. полностью, (предмет) Приложение 3 Оценочный лист индивидуального итогового проекта Название проекта ___________________________________ Исполнитель (Ф.И.): ______________ ________________ ученик(ца) «____» класса Руководитель проекта ( Ф.И.О)должность_______________________________________ I. Экспертная оценка содержания и оформления работы. Критерии Баллы Оценка экспертной комиссии 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Актуальность и значимость темы проекта Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика 1 обозначены фрагментарно на уровне утверждений Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика 2 обозначены фрагментарно на уровне утверждений Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и 3 обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города 2. Сформированность предметных знаний и способов действий. Глубина раскрытия темы проекта Тема проекта раскрыта фрагментарно 1 Тема проекта раскрыта, автор показал ее знание в рамках школьной 2 программы Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал 3 глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3. Качество проектного продукта Проектный продукт не соответствует большинству требований 1 качества ( заявленные цели, эстетика оформления, достигнутый результат ) Продукт частично соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества 3 ( заявленные цели, эстетика оформления, достигнутый результат) 4. Сформированность регулятивных действий. Соответствие требованиям оформления письменной части. Предприняты попытки оформить работу в соответствии с 1 установленными правилами, придать ей должную структуру Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные 2 правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном 3 соответствии с установленными правилами 5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме 1 проекта, но не продемонстрировал самостоятельности, не использовал возможности творческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную 2 заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества Работа отличается творческим подходом, собственным отношением 3 автора к идее проекта Итог II. Экспертная оценка сформированности коммуникативных действий на публичной защите проекта Критерии Баллы Оценка экспертной комиссии 1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность Содержание всех элементов выступления дает представление о 1 проекте; заметна культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы Содержание всех элементов выступления дает представление о 2 проекте; заметна культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы отсутствуют Содержание всех элементов выступления дает представление 3 о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи, ее четкость, лаконизм; немотивированные отступления от заявленной темы отсутствуют 2. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно. Дано 1 сравнение ожидаемого и полученного результатов Тема и содержание проекта раскрыты. 2 Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ 3 ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы 3. Соблюдение регламента защиты (не более 5–7 мин.) и степень воздействия на аудиторию Материал изложен с учетом регламента, однако автору не 1 удалось заинтересовать аудиторию Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за 2 рамки регламента Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в 3 регламент 4. Умение отвечать на вопросы и защищать свою точку зрения Ответы на поставленные вопросы односложные, неуверенные. 1 Автор не может защитить свою точку зрения Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до 2 конца обосновывает свою точку зрения Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно 3 отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения 5. Использование средств наглядности, технических средств Средства наглядности используются фрагментарно, не 1 выдержаны основные требования к дизайну презентации Средства наглядности используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада Средства наглядности используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы Итог Сводная ведомость по ИИП Категории оценивания 2 3 Количество Оценка баллов Экспертная оценка содержания и оформления работы Оценка сформированности коммуникативных действий на публичной защите проектов Итоговая оценка Заключение: _______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ «___» __________________20____г. Руководитель проекта: ______________________, ________________________________ ФИО должность Член экспертной комиссии: ______________________, ____________________________ ФИО должность Член экспертной комиссии: ______________________, ____________________________ ФИО должность Член экспертной комиссии: ______________________, ____________________________ ФИО должность Приложение 4. Индивидуальный план выполнения проекта. Название проекта ___________________________________ Исполнитель (Ф.И.): ______________ ________________ Обучающийся (щаяся) «____» класса Руководитель проекта ( Ф.И.О)должность_______________________________________ Этапы Виды деятельности Планируемая Дата Подпись дата фактичес руководите исполнения ки ля Подготовка Формулировка проектного замысла Формулировка проблемной ситуации Обоснование актуальности проекта Выбор типа проектной работы (в случае исследования – формулировка гипотезы) Формулировка целей проектной работы Окончательный выбор и формулировка темы проекта Планирование Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач (в случае исследования – выбор методов исследования); Определение последовательности и сроков работ Процесс проектирования Работа над индивидуальным проектом под руководством наставника Работа с документами проекта: оформления записки, плакатов и др. Итог Достигнутый результат Оформление Защита Приложение 5 Протокол Результатов защиты ИИП № ФИО класс обучающегося Тема проекта Тип та Председатель экспертной комиссии Члены экспертной комиссии: № ФИО Сформированность проек метапредметных результатов (кол-во баллов) Уровень Общее сформированности количество навыков проектной баллов деятельности (базовый/ повышенный) / предмет Подпись К протоколу прилагаются оценочные листы каждого члена жюри (экспертной комиссии) / Отметка Приложение 6 Протокол результатов обучающихся 10 ___класса по итогам защиты индивидуального итогового проекта. Классный руководитель (ФИО) Дата оформления протокола № ФИО обучающихся класса Тема проекта Кол-во Уровень Итоговая отметка баллов сформированности («удовлетворительно», навыков «хорошо», «отлично») деятельности проектной повышенный) (базовый/ 1. 2. 3. 4. … Приложение 7 Лист ознакомления родителей за ходом проекта Класс: _________________ Классный руководитель: ________________________________________________ № п/п …. ФИ обучающегося Тема проекта Куратор проекта Дата Дата Подпись выполнения защиты родителей проекта Приложение 8 Паспорт проекта Название проекта _________________________________________________ __________________________________________________________________ Руководитель проекта _____________________________________________ Автор проекта ____________________________________________________ Учебная дисциплина ______________________________________________ Тип проекта ______________________________________________________ Цель работы ______________________________________________________ __________________________________________________________________ Задачи работы ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ ________________________ Вопрос(ы) проекта ___________________________________________________ Краткое содержание проекта_______________________________________ _________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ __ Результат проекта (продукт) _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ______________________________________ Приложение 9 Примерный шаблон защиты проекта Введение Тема моего проекта …………………………………………………………… Я выбрал эту тему, потому что (описание проблемы и обоснование актуальности) ……………………………………………… Цель моей работы …………………………………………………………….. Проектным продуктом будет ………………………………………………… Этот продукт поможет …, так как ……………………………………………. План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): …………………………………………………………………………… Выбор темы и уточнение названия ……………………………………………. Сбор информации (где и как искал информацию) …………………………… Изготовление продукта (что и как делал) ……………………………………… Написание письменной части проекта (как это делал) ……………………… Основная часть Я начал свою работу с того, что ………………………………………………….. Потом я приступил к ………………………………………………………………. Я завершил работу тем, что………………………………………………………… В ходе работы я столкнулся с такими проблемами: …………………………….. Чтобы справиться с возникшими проблемами, я ………………………………… Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) ………….. План моей работы был нарушен, потому что …………………………………….. В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как ……… Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что ……………………… Заключение Закончив проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например……………………………………………………………….. Это произошло, потому что ……………………………………………………….. Если бы я начал работу заново, я бы ………………………………………………. Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как………………………… Работа над проектом показала мне, что (что узнал о проблеме, над которой работал, узнал о себе) ………………………………………………………………… Приложение 10 Отзыв руководителя (наставника) индивидуального итогового проекта обучающегося 10 ___ класса _______________________________________________________ (Ф.И.О.) Тема ИИП: __________________________________________________________________ В ходе выполнения итогового индивидуального проекта обучающийся продемонстрировал(а) следующий уровень сформированности умений проектной деятельности: 1. По критерию «Познавательные УУД» Уровень сформированности умений проектной деятельности Базовый Способность самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Понимание содержания выполненной работы. В работе отсутствуют грубые ошибки. Повышенный Способность самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; свободное владение логическими операциями, умение самостоятельно мыслить; способность приобретать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. 2. По критерию «Регулятивные УУД» Уровень сформированности умений проектной деятельности Базовый Повышенный Умение определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем руководителя проекта. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. 3.По критерию «Коммуникативные УУД» Уровень сформированности умений проектной деятельности Базовый Повышенный Продемонстрировано умение оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. Тема ясно определена и пояснена. Текст хорошо структурирован. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор свободно отвечает на вопросы. Обучающимся своевременно/несвоевременно выполнялись этапы плана работы над итоговым индивидуальным проектом. При работе над индивидуальным итоговым проектом обучающийся (не) проявлял(а) инициативу. Продемонстрировано ответственное/ безответственное отношение к работе над проектом. «________» ____________202___г. _____________/_____________________ (ФИО руководителя (наставника) проекта)